Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
О материально-технической базе
Состояние материально-технической базы МБДОУ соответствует педагогическим требованиям, современному уровню образования и санитарным нормам.
Наполняемость предметно–развивающей среды обеспечивает разностороннее развитие детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), отвечает принципу целостности образовательного процесса, так как соответствует основным направлениям развития ребенка: физическому, социально-личностному; познавательно-речевому и художественно-эстетическому.
О материально-техническом обеспечении образовательной деятельности, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Наличие оборудованных учебных кабинетов
- кабинет заведующего;
- методический кабинет,
- кабинет педагога-психолога;
- кабинет учителя-логопеда (3);
- медицинский блок;
- групповые помещения, оборудованные с учетом возрастных особенностей детей (7);
- помещения, обеспечивающие быт, и т. д.
Методический кабинет:
Осуществление методического координирования и консультирования педагогов;
Организация консультаций, педсоветов, семинаров и других форм повышения педагогического мастерства;
Выставка методической литературы;
Выставка дидактических и методических материалов для организации работы с детьми по различным направлениям работы по ФГОС ДО
Материал по аттестации педагогов.
Примерное оснащение:
- Технические средства обучения:
компьютер, МФУ, ламинатор, брошюратор.
- Библиотека педагогической, методической и детской литературы;
- Библиотека периодических изданий;
- Опыт работы педагогов.
- Портфолио педагогов
- Документация по содержанию работы в МБДОУ (образовательные программы, годовой план, протоколы педсоветов, результаты мониторинга детей, портфолио педагогов, информация о состоянии работы по реализации программ и др.).
- Игрушки, муляжи.
- Демонстрационный, раздаточный материал для занятий с детьми.
Наличие оборудованных объектов для проведения практических занятий
Музыкальный зал:
Проведение музыкальных занятий с дошкольниками, праздничных утренников, вечеров развлечений, совместных мероприятий с родителями и педагогами, а также для консультирования, диагностической и индивидуальной работы с детьми.
Примерное оснащение:
- Технические средства обучения:
музыкальный центр, микрофоны, аудиокассеты, флешкарты для записи, диски.
- Музыкальные инструменты и игрушки:
фортепиано, синтезатор, бубны, металлофоны, ксилофоны, дудочки, барабаны, треугольники, трещотки, кастаньеты, шумовые инструменты, деревянные ложки и др. Мягкие и дидактические игрушки, игрушки-попрыгунчики.
- Музыкально-дидактические пособия и игры.
Наличие комплекта дидактических материалов, наглядных пособий, способствующих музыкально-сенсорному развитию ребенка, развитию творческих способностей, повышению интереса к музыке.
Материалы для диагностики музыкальных способностей детей.
- Оборудование, атрибуты для танцев, игр, инсценировок.
- Детские и взрослые костюмы.
- Ширма, разные виды театров, фланелеграф.
- Шкафы для пособий, игрушек, атрибутов, дидактических игр, муз. инструментов и др.
- Бактерицидная лампа.
Кабинет педагога-психолога:
Психолого-педагогическое сопровождение детей.
Информационно-просветительская работа с сотрудниками МБДОУ и работа по взаимодействию с семьёй.
Примерное оснащение:
- Технические средства обучения: компьютер, МФУ.
- Детский компьютерный игровой центр YOUNG EXPLORER с программой раннего обучения KidSmаrt.
- Комплекты материалов для психолого-педагогического обследования детей.
- Материалы и пособия для коррекционной работы с детьми.
- Игрушки (для установления контакта с детьми, для отреагирования агрессии, для творческого самовыражения и освобождения эмоций, игрушки из реальной жизни);
- Игровой набор «Дары Фребеля».
- Сенсорное оборудование.
- Развивающее оборудование по нейропсихологическому сопровождению детей;
- Музыкальные средства реабилитации;
- Материал для консультирования педагогов и родителей.
Кабинет учителя-логопеда:
Коррекция речевых нарушений у детей.
Консультативная работа с родителями по коррекции речи детей.
Примерное оснащение:
- Технические средства обучения:
компьютер, МФУ, аудиокассеты, флешкарты для записи, диски.
- Специальное оборудование:
зонды постановочные, зонды для массажа; шпатели, салфетки стерильные.
- Диагностические материалы.
- Дидактические пособия и наглядный материал: по формированию правильного звукопроизношения, фонематического восприятия, развитию звукового анализа и синтеза, по формированию лексико-грамматических категорий, обучению грамоте, развитию связной речи.
- Дидактические игры и игрушки.
- Пособия для развития мелкой моторики и графо-моторных навыков.
- Развивающее пособие по системе М. Монтессори.
- Большое настенное зеркало с подсветкой, шкафы для методической литературы, дидактического материала и пособий.
Групповые помещения:
Организация разных видов детской деятельности.
Организованная образовательная деятельность в соответствии с образовательной программой и расписанием занятий.
Проведение режимных моментов.
Совместная и самостоятельная деятельность в центрах детской активности.
Примерное оснащение:
Развивающая предметно-пространственная среда в группах МБДОУ организована в виде мобильных центров детской активности:
• центр двигательной активности (ориентирован на организацию игр средней и малой подвижности в групповых помещениях, средней и интенсивной подвижности в физкультурном и музыкальном залах, интенсивной подвижности на групповых участках, спортивной площадке, всей территории детского сада) в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»;
• центр безопасности, позволяющий организовать образовательный процесс для развития у детей навыков безопасности жизнедеятельности в интеграции содержания образовательных областей «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
• центр игры, содержащий оборудование для организации сюжетно-ролевых детских игр, предметы-заместители в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» и «Физическое развитие»;
• центр конструирования, в котором есть разнообразные виды строительного материала и детских конструкторов, бросового материала схем, рисунков, картин, демонстрационных материалов для организации конструкторской деятельности детей в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Художественно-эстетическое развитие»;
• центр логики и математики, содержащий разнообразный дидактический материал и развивающие игрушки, а также демонстрационные материалы для формирования элементарных математических навыков и логических операций в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
• центр экспериментирования, организации наблюдения и труда, игровое оборудование, демонстрационные материалы и дидактические пособия которого способствуют реализации поисково-экспериментальной и трудовой деятельности детей в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
• центр познания и коммуникации детей, оснащение которого обеспечивает расширение кругозора детей и их знаний об окружающем мире во взаимодействии детей со взрослыми и сверстниками в интеграции содержания образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»;
• книжный уголок, содержащий художественную и познавательную литературу для детей, обеспечивающую их духовно-нравственное и этико-эстетическое воспитание, формирование общей культуры, освоение разных жанров художественной литературы, воспитание любви и интереса к художественному слову, удовлетворение познавательных потребностей в интеграции содержания всех образовательных областей;
• центр театрализации и музицирования, оборудование которого позволяет организовать музыкальную и театрализованную деятельность детей в интеграции с содержанием образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»;
• центр уединения предназначен для снятия психоэмоционального напряжения воспитанников;
• центр творчества детей, предназначенный для реализации продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд) в интеграции содержания образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
- Детская мебель для практической деятельности.
- Игровая мебель.
- Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: «Семья», «Гараж», «Парикмахерская», «Больница», «Магазин»
- Дидактические, настольно-печатные игры.
- Разные виды конструкторов.
- Методические пособия в соответствии с возрастом детей.
- Музыкальная колонка.
- Бактерицидная лампа.
Наличие оборудованных библиотек
Библиотека:
Книжный фонд МБДОУ размещён в методическом кабинете, групповых помещениях (книжные центры с подбором произведений по образовательным программам, книг совместного пользования).
В методическом кабинете для полноценной работы педагогов находится методическая литература (в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), периодическая печать, детская художественная литература.
Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ — не предусмотрено.
Наличие оборудованных объектов спорта
- физкультурный зал;
- спортивная площадка на улице;
- участки для прогулок детей
Физкультурный зал:
Проведение физкультурных занятий с дошкольниками, спортивных праздников, вечеров развлечений, культурно-массовых мероприятий с родителями и педагогами, проведение индивидуальной и групповой работы с детьми для развития их физических качеств.
Примерное оснащение:
- Технические средства обучения:
пианино, музыкальный центр.
- Спортивное оборудование:
для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для катания, бросания, ловли; для ползанья и лазанья; для общеразвивающих упражнений.
- Атрибуты для подвижных и спортивных игр.
- Бактерицидная лампа.
Спортивная площадка:
Организация двигательной деятельности на воздухе.
Примерное оснащение:
- Спортивное оборудование и инвентарь для развития основных видов движений, проведения подвижных игр с элементами спорта.
- Футбольное поле с воротами.
- На территории МБДОУ имеется площадка с разметкой по правилам дорожного движения, на которой проводятся занятия, практикумы и развлечения по правилам дорожного движения.
Игровые прогулочные участки для всех групп:
Организация прогулок и игр детей на открытом воздухе.
Примерное оснащение:
- Игровая зона с оборудованием и сооружениями в соответствии с возрастом детей (МАФы, снаряды для развития основных видов движений, песочница).
- Зона отдыха: веранды, домики, скамейки, столы
- «Зеленая зона» участка, клумбы с цветами.
Наличие оборудованных средств обучения и воспитания
Средства обучения и воспитания
- печатные (методическая литература и методические пособия, книги для чтения детям, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (мультимедийные пособия, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, обучающие фильмы, фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, доски, фланелеграфы, проекторы);
- приборы (компас, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Сведения о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям
В МБДОУ осуществляется доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям педагогам для организации образовательного и коррекционного процессов с воспитанниками, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В наличии 2 персональных компьютера (с оборудованным детским местом) для компьютерного обучения детей по развивающей программе KIDS SMART. Данные программы используются учителями-логопедами, педагогом-психологом в индивидуальной коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (ОВЗ).
Сведения об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ обучающихся
Электронные образовательные ресурсы (учебные материалы, для воспроизведения которых используют электронные устройства) являются неотъемлемой частью современной системы образования.
Техническая инфраструктура информационной среды МБДОУ включает в себя 14 компьютеров, из них 6 ноутбуков, которые используются в образовательном процессе и 1 персональный компьютер в управлении образовательным учреждением, мультимедийное оборудование: 7 МФУ, 3 LCD-телевизора, 2 проектора и 2 экрана (стационарный в музыкальном зале и переносной, цифровой фотоаппарат, цифровая видеокамера, музыкальный центр, колонки, синтезатор.
Создан сайт учреждения на платформе Госвеб - подсистеме портала Госуслуг. Работа по его содержательному наполнению ведется постоянно. Детский сад продвигает свой госпаблик – сообщество в социальной сети во Вконтакте. В учреждении сформирована единая информационно-образовательная среда образовательного учреждения.
Детский сад приобрел интерактивное развивающее пособие «Играй и развивайся» для индивидуальных и подгрупповых занятий.
Для повышения качества педагогического процесса используются такие электронные образовательные ресурсы, как презентационные материалы, обучающие программы, медиатека учреждения, обучающие компьютерные игры и другое. В своей практике используем мультимедийные презентации и обучающие программы, т.к. материал, представленный различными информационными средами (звук, видео, графика, анимация) легче усваивается дошкольниками.
Педагоги ДОУ активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные ресурсы по всем направлениям образовательной и воспитательной деятельности: на занятиях по развитию математических, естественно-научных, экологических представлений, художественному творчеству, развитию речи, музыке.
Мультимедийное оборудование активно используется на родительских собраниях, методических, досуговых мероприятиях, мастер-классах. Педагоги ДОУ участвуют в разработке электронных образовательных ресурсов (мультимедийных презентаций) для занятий с детьми разных возрастов. Ведется работа по созданию медиатеки электронных образовательных ресурсов, включающая развивающие компьютерные игры, презентации, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги).
Электронные образовательные ресурсы:
Образование
- Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
- Федеральный портал «Российское образование»
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
- Министерство образования Красноярского края
- Красноярский институт повышения квалификации
http://www.videoresursy.ru «Медиаресурсы для образования и просвещения»
https://vospitateli.org/library Библиотека методических пособий "Проект «Дошкольное воспитание: новые ориентиры для педагогов и родителей»
http://pedlib.ru Педагогическая библиотека
http://www.logoburg.com ЛОГОБУРГ - творческое объединение логопедов. Масса интересных статей и практической информации
http://psyparents.ru Детская психология для родителей: Материалы МГППУ. Цель проекта - психолого-педагогическое просвещение родителей по проблемам обучения, воспитания и развития детей, профилактике нарушений личностного развития
http://dob.1september.ru "Газета дошкольное образование". Широкий спектр материалов учебного, воспитательного и развивающего характера для родителей и работников дошкольных образовательных и воспитательных учреждений.
Творчество, досуг детей
http://www.solnet.ee Детский портал
http://stranamasterov.ru Страна Мастеров – сайт о прикладном творчестве для детей и взрослых: поделки из различных материалов своими руками, мастер-классы, конкурсы.
http://teremoc.ru Коллекция игр, загадок, ребусов on-line и off-line и др.
http://playroom.com.ru Игровая комната. Материалы для организации детского досуга. Сборник развивающих игр: кроссворды, загадки, скороговорки, перевертыши, считалки и др.
http://detiseti.ru/modules/myarticles/topic/25 Пальчиковые игры. Подборка описаний пальчиковых игр (игр для развития мелкой моторики) для детей от 1 года.
http://nachalka.info/preschool Веселые развивалки: "Учись, играй, отдыхай" Разработан ООО "Кирилл и Мефодий". Занятия по арифметике, чтению, познанию окружающего мира, ПДД и др.
Советы родителям
Сведения о количестве жилых помещений в общежитии, интернате, формировании платы за проживание в общежитии
О специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об обеспечении доступа в здания образовательной организации, в том числе в общежитие, интернат, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Организация не располагает общежитием, интернатом.
Детский сад расположен в отдельно стоящем 2-х этажном здании.
Конструктивные особенности здания детского сада не предусматривают наличие подъемников, устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа, кровати и матрасы специализированного назначения иные приспособления, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)..
В МБДОУ № 95 разработан паспорт доступности.
Центральный вход в здание МБДОУ № 95 оборудован видеодомофоном. При входе в здание имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
На всех входах и выходах в здание имеются поручни с двух сторон. При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
Здание МБДОУ № 95 полностью доступно для лиц, не имеющих ограничений по мобильности, в том числе с дефектами слуха, и частично доступно для лиц, мобильность которых снижена (с недостатками зрения). Здание не предназначено по его доступности для лиц с ограничениями жизнедеятельности (инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках).
Здание оснащено системой пожарной сигнализации, световым табло «ВЫХОД» и видеонаблюдением.
Территория МБДОУ асфальтирована, огорожена по периметру забором, озеленена насаждениями. Территория имеет наружное электрическое освещение. В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам. В штате учреждения имеется учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. В МБДОУ организовано взаимодействие со специалистами службы ТМППК.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Учреждение укомплектовано квалифицированными кадрами, осуществляющими коррекционно-развивающую деятельность: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог. Для организации занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеются оборудованные кабинеты учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
В детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук), музыкальная установка (ноутбук, пианино, колонка).
Дети-инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) с лёгкой и средней степенью тяжести могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, получая при этом минимальные условия для практических занятий.
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности детей с ОВЗ, включают:
- дидактические игры;
- демонстрационный и раздаточный материал;
- игры для развития мелкой моторики;
- игры для развития эмоционально-волевой сферы;
- игрушки;
- наборы детской литературы;
- иллюстрации к художественной литературе;
- оборудование для трудовой деятельности;
- природный и бросовый материалы для ручного труда.
Эти средства помогают детям с ограниченными возможностями здоровья развиваться наравне со своими сверстниками.
Библиотек, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, не предусмотрено, однако имеется книжный фонд, который размещён в методическом кабинете, группах. В методическом кабинете находится методическая литература (в соответствии с образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие), периодическая печать, детская художественная литература.
Официальный сайт МБДОУ № 95 адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Для повышения качества образовательного процесса в детском саду используются электронные образовательные ресурсы: мультимедийные презентационные материалы, обучающие программы, обучающие фильмы, мультфильмы, звуковые файлы (музыка и аудиокниги) и др. Специально оборудованного компьютерного кабинета с доступом к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья нет.
Специально предусмотренные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ оборудованные учебные кабинеты в МБДОУ отсутствуют.
Для эффективной коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ кабинеты учителей-логопедов, педагога-психолога оснащены развивающим оборудованием:
- балансиры для развития ловкости, равновесия и координации движений;
- фитболы для занятий по физическому воспитанию и коррекции осанки;
- бизиборды для развития мелкой моторики и изучения окружающего мира;
- тактильные панели для стимуляции тактильных ощущений и развития пространственного восприятия;
- настольные игры и игрушки для развития логического мышления, памяти и внимания;
- наборы для сюжетно-ролевых игр, таких как кухня, больница или магазин, для социального взаимодействия и развития коммуникативных навыков;
- мягкие модули и конструкторы для создания игровых пространств и развития творческих способностей;
- оборудование для песочной терапии для расслабления, снятия стресса и улучшения эмоционального состояния;
- нейротренажеры (наборы кинезиологических мячей, наборы кинезиологических мешочков, межполушарная доска, межполушарный лабиринт, Доска Бильгоу, сортер, Тактило и др.).
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья: в детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. В детском саду имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимый для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, гимнастические палки, мишени разных типов, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, мешки с песком, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.
Имеющееся оборудование может применяться для работы с детьми инвалидами и лицами ОВЗ.